Колёса низкого давления своими руками на ниву

Колёса низкого давления своими руками на ниву
Колёса низкого давления своими руками на ниву
Колёса низкого давления своими руками на ниву
Колёса низкого давления своими руками на ниву

 

 

 

Хорошо жить в деревне, а если к ней дороги нет, так и еще лучше – спокойно, тихо, чужие не шастают, вот только и самому не добраться, особенно зимой, когда снега наметет выше пояса и даже трактор не проедет. Что делать? Вставать на лыжи! А лучше поставить стандартную «Ниву» на уазовские редукторные мосты и обуть в пневматики. Именно так и поступили специалисты фирмы «Большое колесо», выполняя пожелание заказчика.

Здравствуй, "Нива", прощай ЗиЛ
В небольшой деревеньке на границе Тульской и Калужской областей когда-то было восемьдесят дворов, осталось двенадцать. Колхоз давно умер, местных нет, живут одни дачники. Раз пахать и сеять некому, то и трактору неоткуда взяться, в любой сезон рассчитывать можно лишь на собственные силы, а они не бесконечны. Да и непрерывная борьба с природой и капризной техникой в конце концов надоедает, хочется решить проблему одним махом и навсегда забыть о пеших переходах от дороги до дома в снегу по пояс, о часах, проведенных в обнимку с лопатой. А еще – о капризном 131-м ЗИЛе, заводившемся в тридцатиградусный мороз только после долгих шаманских плясок с бубнами. Просто приехать из города, перегрузить привезенное с собой в вездеход и через полчаса оказаться возле родной теплой печки. Машину хотелось легкую и комфортную, а раз под рукой оказалась классическая «Лада-21213», из нее и решили строить маленького монстра на «арктиктрансовских» шинах низкого давления.

На 40-х катках
Не секрет, что стандартная «Нива», с независимым передком и несущим кузовом, базирующаяся на агрегатах легковушки, слабовата для серьезных дел, так что всю подвеску и часть трансмиссии до раздатки пришлось выкинуть. К лонжеронам приварили мощную раму из П-образного швеллера (ее поперечины послужили дополнительной опорой коробке передач), а уже на ее основе сконструировали пружинную подвеску. Продольные рычаги и тяги Панара взяли от UAZ Hunter, передний и задний карданы тоже стандартные уазовские, а вот над военными редукторными мостами пришлось поколдовать, чтобы с маленьким 1700-кубовым нивовским движком вездеходу и тяги хватало, и скорость хотя бы 60 км/ч можно было поддерживать. Главные пары в мостах были заменены. Вместо стандартных 1:2.77 были утановлены 1:4 от трактора МТЗ. Общее передаточное число мостов получилось 1:7.8 – для огромных 40-дюймовых колес в самую пору, а чтобы «Нива» не боялась диагоналки (хотя вывесить машину с почти метровыми ходами подвески очень сложно), в мосты поставили самоблоки нижегородского производства. Степень блокировки около 90% – чтобы и на рельефе помогало, и трансмиссию не порвало. На обоих мостах стандартные задние пружины от «Шнивы» и амортизаторы, тормоза оставили уазовские барабанные, главный тормозной цилиндр тоже УАЗ, вакумник – «Нива», а вот колесные диски особенной конструкции, специально под пневматики, с бедлоками с обеих сторон. «Нивы» последних выпусков оснащаются гидроусилителем, возможностей его насоса хватает, чтобы проворачивать даже такие большие колеса, только сам исполнительный механизм пришлось поменять на уазовский. Бамперы заменили швеллерами, к новой раме спереди прикрутили лебедку, и все – можно покорять снега и болота, не особенно пугаясь дефицита запчастей, ведь основной принцип постройки – максимальная простота, доступность и стандартность деталей.

Не рыть, а утаптывать
В отличие от «Хантера» на мостах от ГАЗ-66 с БТРовскими колесами (об этой машине производства компании «Большое колесо» мы писали в «ПП4х4» № 12 за 2012 г.), ощущения от езды на перестроенной «Ниве» отнюдь не грузовые. Она идет гораздо мягче – меньше неподрессоренные массы, легче сама машина, да и колеса служат дополнительными амортизирующими элементами. Рабочее давление пневматиков колеблется от 0,4 атм. для твердых грунтов, 0,3–0,2 атм. для мягких до 0,15 атм. для снега и болота – под колесо можно спокойно положить руку, повреждений не будет.

В глубоком снегу машина утаптывает себе колею примерно 30 см глубиной, но если спрыгнуть с порога в целину – сразу проваливаешься по пояс. Передвигаться в таких условиях приходится на понижайке – моторчик все же слабоват, но рельефные препятствия с демультипликатором берутся без проблем. Колесные арки срезаны, шины прикрыты алюминиевыми расширителями, а мосты так сильно сдвинуты к краям кузова, что ограничений по углам въезда/съезда просто не существует, удлинение базы лишь добавило стабильности в поведении машины – клиренс такой, что под ней можно свободно пройти на четвереньках. Я попытался вывесить одно из колес, но так и не нашел подходящего бугра, а валить «Ниву» в глубокий овраг с почти вертикальными стенками не решился.

Даже скучновато было ехать по снежной равнине без всякой надежды застрять, но ведь именно этого и хотел заказчик! «Нива», преображенная в «Большом колесе», стала для него тем самым желанным «оружием последнего километра», с помощью которого удалось разрубить гордиев узел проблем доезда. Причем затраты на постройку составили около 300 000 рублей – дешевле, чем купить хороший снегоход, а пользоваться машиной можно круглый год без ограничений и с гораздо большим комфортом.

Пути и сообщения

Хозяин «Нивы» Валерий Павлович Мальцев – профессор-консультант в Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС). Он хорошо знаком с бездорожьем на Ямале. Там Валерий Павлович сталкивался с проблемами посерьезней: проложить несколько сотен километров железной дороги в условиях вечной мерзлоты – задача сложнейшая и практически не решаемая, но стране нужен газ, а значит, решать все же пришлось. О том, как прокладывали рельсовый путь на хитрой слоеной подложке высотой до 12 м, способной выдержать девять месяцев заполярной зимы, сохранить под собой холод и не кануть в размерзшееся болото коротким, но жарким северным летом, можно написать целую книгу. А еще одну про то, как, добираясь до построенного своими руками вдвоем с женой деревенского дома, изъездили три «Нивы», Jeep Cherokee, и два Chevrolet Tracker. История для вымирающих деревень средней полосы вполне обычная: подъезда нет, кое-какая дорога проложена лишь до ближайшей церкви, от нее пешком до дачи 800 м, но через глубокий овраг, где летом болотце, а зимой снега выше пояса, – иногда приходилось и по-пластунски ползти, ноги-то не вытащишь. Объезд на машине – километра два краем леса, сухим летом пройдет и легковушка, но как дождь или снег – зови соседей с лопатами, а для гарантии сразу трактор из соседней деревни за 12 км. Бывало, что и он застревал. Купили старенькую «Шишигу», но снега зимой наметает столько, что она садилась на брюхо – опять лопата! Попробовали ЗИЛ-131 – в большинстве случаев выручал, но какой ценой – приезжаешь за 200 км из Москвы уставший и еще часа полтора бегаешь вокруг него, пытаясь оживить мотор на морозе, да и тяжел больно. В конце концов, так все надоело, что захотелось снять проблему раз и навсегда, вот и появилась в хозяйстве эта «Нива». Раньше соседи, едва завидя профессорскую машину, всей деревней торопились с лопатами на выручку, а теперь всех выручает Валерий Павлович. Нужно подвезти от оставленной у дороги машины продукты или добраться до сельпо – есть в деревне подходящие колеса. К тому же супруги любят ходить по грибы да ягоды и нынешним летом собираются разведать на своем вездеходе самые труднодоступные и богатые места тихой охоты.

Спецификация монстра
  • Двигатель
    Рабочий объем 1,69 л, мощность 80 л. с., крутящий момент 127,5 Нм
  • Трансмиссия
    Общее передаточное отношение в мостах 1:7.8. Дополнительно установлены самоблокирующиеся дифференциалы НИРФИ
  • Подвеска
    Пружинная собственной конструкции на самодельной раме из П-образного швеллера; редукторные мосты; продольные рычаги, тяги Панара, передний и задний карданы – все УАЗ
  • Тормоза
    Барабанные тормозные механизмы и главный цилиндр – все УАЗ
  • Колеса
    Шины сверхнизкого давления Belshina «Арктиктранс» Бел-79 размерностью 16,5–18, диски с бедлоками
  • Экстерьер
    Силовой обвес в виде швеллеров спереди и сзади
  • Прочее
    Лебедка SuperWinch, исполнительный механизм гидроусилителя руля – УАЗ
Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву Колёса низкого давления своими руками на ниву

Статьи по теме:



Как сделать чтоб картинки в папке показывались

Как сделать поделки из бумаги для детей 3 года9

Колье воротник по схеме л томчук

Схемы вышивок в викторианском

Схема чертеж тумба под аквариум